спокойствие

Пытки и казни средневековья (16+)

Сведения о смертных казнях имеют примерно тот же возраст, что и сведения о первых государствах. Как законный вид наказания смертная казнь появилась при переходе общества к правовым отношениям. Позднее возник «принцип талиона», по которому наказание должно быть равно преступлению. Далее смертная казнь была связана с ритуальным убийством и принесением жертвы богам. Во многих древних и средневековых государствах вид смертной казни зависел от личности и положения осужденного. Многие виды казней были направлены не на облегчение, а на продление страданий.



Публичные казни для толпы превращались в род спортивного состязания: аплодисментами встречали и выходки осужденного, говорящие о презрении к смерти (неприличный жест, адресованный девушкам, просьба священнику вместо креста поднести выпивку, заявления типа "для меня смерть не страшнее клизмы" и т.п.), и мастерство палача - удачный удар есть удачный удар и на стадионе, и на эшафоте. Случалось, истероидные личности намеренно совершали преступления, чтобы оказаться в центре столь лестного внимания.

В смертной казни было столько демонстративного, зрелищного, в ней было столько условностей, аллегорий, символов, и юмора, хотя и первобытного: запекать человека в полом медном быке, чтобы его крики имитировали рев животного, поджаривать на вертеле, как зайца, жарить в муке, как карася.

1. «Железная дева»
«Железная дева» — орудие смертной казни или пыток эпохи средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в реку и уносилось её течением.



При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого её судьи имели возможность продолжать допрос.



По рассказам древних писателей, подобный способ казни был впервые изобретён спартанским тираном Набисом. Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался «Апегой», по имени жены тирана. С приближением осуждённого Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части.




2. Пытка голодом
Плохо работающих в бедном доме поднимали в корзине над столом, где ели более трудолюбивые.



3. Пытка и казнь водой
Утопление применялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц. Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду, если утонет, то невиновна, а если нет, то её вешали.



4. Закапывание живьём
Ещё в Древнем Риме и в Древнем Китае закапывание живьем в землю применялось к весталкам за потерю девственности.
В средневековой России такая казнь применялась к жене, убившей своего мужа. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода.



5. Четвертование
Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову.



6. Колесование
С 1450 по 1750 годы на территории Европы каждый день по меньшей мере один человек умирал на колесе. Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать.



7. Заливание горла
Заливание горла расплавленным металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам. Также заливали другие жидкости.



8. Посажение на кол
Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь человека, агония длилась несколько дней. Эта казнь применялась в средневековой России и Османской империи.



9. Подвешивание
Один из зверских методов убийства рабов. Их вешалина крюк, чтобы те умерли от жажды и голода.



10. Обезглавливание
Очень долго применялось как основной вид казни на протяжении почти всего второго тысячелетия нашей эры.



Смерть Короля Чарльза I.


Казнь Леди Джейн Грей, 1557

Если в Англии отрубали головы простым «топорным» способом, то во Франции пошли дальше и изобрели специальное приспособление – гильотину.


Казнь Людовика XVI, 1793


11. Виселица
В средневековой Франции стационарная виселица служила знаком могущества сеньора: у герцога она была о шести столбах, у барона о четырех, у шателена о трёх, а у прочей мелюзги всего лишь о двух. В Древнем Риме рабы имели отдельного палача. Во многих странах вора вешали выше или ниже в зависимости от размеров кражи.



Повешение считалось бесчестной казнью, а отсечение головы – привилегированной, хотя в Китае, например, всёобстояло наоборот: там считается зазорным утратить какой-либо член, и, может быть, именно поэтому возникла такая хирургическая, требующая высокой квалификации казнь, как рассечение на тысячу кусков – намраморном столе, при помощи ножей разнообразной формы, каждый из которых предназначен для одной операции: для вырывания глаз, для удаления половых органов, «для рук», «для ног».

Палачи, работающие на виселицах, часто гордились тем, что могут сделать все как надо с первой попытки. Они придумали формулы для определения длины люка, которая учитывала вес осужденного. Руки и ноги связывали, чтобы тело падало вниз отвесно. Палачи также экспериментировали с толщиной веревки и с местом размещения петли с единственной целью – добитьсямгновенной потери сознания с помощью смещения позвоночного столба и разрыва спинного мозга. Капитана Кидда подвергли казни в 1701 году, веревка порвалась, и он упал на землю, но его подняли и повесили снова, на этот раз удачно. Примечательно, что тела повешенных оставляли на виселице на некоторое время, установленное в приказе о казни. На причалах для казней в Англии XVIII века тела пиратов оставались висеть, пока их не смывали приливы.


12. Гаррота
Гаррота (исп. «garrote», «dargarrote» — закручивание, затягивание; казнить) — испанский способ казни через удушение. Первоначально гаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умерщвлял жертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч, приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённый привязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. После исполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы.


Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появилась каталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при повороте постепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки. Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее.
В период завоевания Америки конкистадорами гаррота получила распространение в испанских колониях.



В 1828 году Король Фердинанд VII отменил казнь через повешение и ввёл гарроту как единственный законный способ казни в Испании для уголовных преступников. Казнь отменена только в 1974 году.


12. Сожжение на костре
Сожжение активно применялось в древности во многих странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. Наиболее известен пример сожжения Жанны Д’Арк.



В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне.


Пейзаж с человеком на костре, и солдаты вокруг него; иллюстрация, Флоренция, 1619


13. Пытки и казни при помощи животных
Один из самых древних видов казни. Римляне, ассирийцы и вавилоняне устраивали публичные зрелища, помещая заключенных в ямы с львами. На Востоке преступников убивали, позволяя слонам раздавливать их головы и разрывать на куски ногами и хоботами. В книге «Человек жертва»Джеймс Кларк пересказывает историю о гражданских беспорядках в Бразилии, во время которых местные жители сделали надрезы на коже местных заключенных и привязали их по пояс в реке, кишащей пираньями.

В Индии преступника раздавливали при помощи дрессированного слона. Ну а пожирание преступников дикими зверями в Древнем Риме действительно происходило в цирке и было любимым зрелищем римского народа.


Травля собаками


Пытка кошкой, Лондон, 1651


Разрывание на части лошадьми


14. Пытки и казни за веру
Одни из самых жесточайших пыток были в средневековье при разладе в различных течениях христианства.

Пример: Пытки католиков Гугенотами на юге Франции

A – пыткиголодом скованныхgпарами в кандалы так, чтобы они ели друг друга.
B –голыхтянут вдоль плотно натянутой веревки, которая действует как нож, разрезая тело пополам.
C – медленное поджаривание на вертеле.


Роль палача совпадала с ролью жреца – именноэто окружало палачей почтением, обаяние которого не вернуть никаким чистым сердцем и холодными руками. Только отблеск священнодействия позволял массовые сожжения еретиков превращать в атрибуты государственных торжеств: по случаю вступления на престол или в брак, по случаю рождения наследника и т. п. Работа шла по нескольку дней, жгли сотнями и тысячами, для пущей яркости обряжая «средства иллюминации» в пропитанные серой рубахи и набивая горючие вещества «в секретные части тела».

Ролью палача не брезговали и монархи: Дарий собственноручно отрезал нос, губы и уши мидийскому царю, Иван Грозный тоже любил потешиться, Петр I самолично отрубил головы пятерым стрельцам (а Александр Меншиков похвалялся, что управился аж с двадцатью). Именно благодаря мистическому, царственному отсвету, а не палаческим добродетелям, в некоторых местностях Германии палачи обретали дворянский титул, а во Франции занимали почетное место в торжественных процессиях. Падать же их престиж начал тогда, когда казни стали придавать лишь земное, утилитарное значение. Палачи по-прежнему окружались суевериями, но уже нелестными. С ними боялись жить рядом, боялись даже принимать у них деньги, выискивая на них кровавые пятна. В России стало трудно находить помощников палачей, которых прежде просто выдергивали из толпы, а в 1768 году был издан указ, вообще запрещающий привлекать в палачи на общественных началах – из-за «неустройств и обид».



Posts from This Journal by “хроники прошлого” Tag

хорошо, что я родилась не в средневековье! А вот некоторых бы туда отправить.
знаешь, у меня такие соседи. Я писала о них в блоге, полистай. Тот еще раЁнчик с пацантрой.