В память жертв Ашинской железнодорожной катастрофы

Доброго времени суток.

Сегодня, 4 июня, день памяти о 575 погибшим в самой страшной и разрушительной железнодорожной катастрофе в мировой истории, что произошла в ночь с 3 на 4 июня 28 лет назад в нашей Челябинской области возле города Аша.

В этот скорбный день я хочу рассказать об этой трагедии, ведь почти уверен, большинство о ней даже не знают – и само происшествие, и люди в нём погибшие (а среди них был 181 ребёнок) незаслуженно забыты.

Итак, была ясная летняя ночь 1989 года. Два поезда – один из Адлера в Новосибирск (№212), другой из Новосибирска в Адлер (№211), в котором ехали дети отдыхать в летние каникулы на юг – встретились в 11 км от города Аша на перегоне «Аша – Улу-Теляк». В месте их трагической встречи, которой здесь не должно было быть (поезд их Новосибирска опаздывал на 7 минут) в 01:14 местного времени прогремел мощнейший взрыв и вспыхнул гигантский пожар. Это от искры взорвалась смесь из пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине возле железнодорожного полотна в виде «газового озера». Это был газ из лежащего в 900 метрах трубопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье».

В поездах находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным 575 человек погибло (по другим данным — 645), включая девять хоккеистов команды «Трактор» 1973 года рождения; 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения.



Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 250—300 тонн в тротиловом эквиваленте. По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн).

Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 м железнодорожных путей, 17 км воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

Взрывом были повреждены 37 вагонов и 2 электровоза. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлёкшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Были разрушены и выведены из строя: рельсо-шпальная решётка — на протяжении 250 м; контактная сеть — на протяжении 3000 м; продольная линия электроснабжения — на протяжении 1500 м; сигнальной линии автоблокировки — 1700 м; 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составила 1500—2000 м. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C. Зарево было видно за десятки километров.

На месте было обнаружено 258 трупов. Однако никто не берется утверждать, что это точные цифры: людей буквально разорвало взрывом на части, их тела смешались с землей и искореженным металлом, и большинство обнаруженных останков представляло собой не тела, а лишь изувеченные фрагменты тел. И никто не знает, сколько погибших осталось под наспех восстановленным железнодорожным полотном.

806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Многие люди получили ожоги 100% поверхности тела, переломы и другие повреждения (в том числе травматическую ампутацию конечностей), а поэтому просто не имели шансов на выживание.

Катастрофа произошла в тайге, в отдалении от крупных населенных пунктов и дорог, поэтому помощь не могла прийти быстро. Первыми к месту аварии пришли жители расположенного в 11 км города. Ашинцы и впоследствии сыграли большую роль в спасении пострадавших — они ухаживали за больными и вообще оказывали посильную помощь.

Через несколько часов к месту катастрофы стали прибывать спасатели — первыми к работе приступили солдаты батальона гражданской обороны, а затем к ним присоединились и бригады спасательных поездов. Военные производили эвакуацию пострадавших, разгребали завалы, восстанавливали пути. Работа шла быстро (благо, в начале июня ночи светлые и рассвет наступает рано), и к утру об аварии говорил лишь выжженный в радиусе километра лес, да разбросанные вагоны. Все пострадавшие были вывезены в больницы Уфы, а останки погибших извлекались ещё в течение дня 4 июня, и на автомобилях доставлялись в уфимские морги.

Полностью работы по восстановлению путей (ведь это Транссиб, его остановка на длительное время чревата самыми серьезными проблемами) были завершены через несколько дней. Но на протяжении еще многих дней и недель врачи боролись за жизни тяжелораненых людей, а родственники со слезами на глазах пытались опознать в обожженных фрагментах тел своих родных и близких…


Причины катастрофы

Скорее всего, непосредственной причины взрыва стала случайная искра, проскочившая между пантографом и контактным проводом, или в любом другом узле электровозов. Но возможно, что газ взорвался и от сигареты (ведь в поезде с 1284 пассажирами было немало курящих, и кто-то из них мог выйти покурить в час ночи), однако большинство специалистов склоняются к «искровой» версии.

Что же до причин утечки газа из трубопровода, то здесь все гораздо сложнее. И это самое печальное…

Согласно официальной версии, трубопровод был «бомбой замедленного действия» — он получил повреждение от экскаваторного ковша ещё во время строительства в октябре 1985 года, и под воздействием постоянных нагрузок в месте повреждения возникла трещина. По этой версии трещина в трубопроводе открылась всего за 40 минут до аварии, и за это время в низине скопилось достаточно много газа.

Так как данная версия стала официальной, виновными в аварии были признаны строители трубопровода — несколько должностных лиц, прорабов и рабочих (всего семь человек).

По другой версии, утечка газа началась намного раньше — ещё за две-три недели до катастрофы. Сначала в трубе возник микросвищ — небольшое отверстие, через которое началась утечка газа. Постепенно отверстие расширялось, и выросло в длинную трещину. Появление свища вызвано, вероятно, коррозией, возникшей в результате электрохимической реакции под воздействием «блуждающих токов» от железной дороги.

Нельзя не отметить и ещё несколько факторов, которые так или иначе связаны с возникновением аварийной ситуации.

В первую очередь — были нарушены нормы при строительстве и эксплуатации трубопровода. Изначально он задумывался, как нефтепровод диаметром 750 мм, но позже, когда трубопровод был фактически построен, он был перепрофилирован в продуктопровод для транспортировки сжиженной газобензиновой смеси. Делать этого нельзя было, так как эксплуатировать продуктопроводы диаметром свыше 400 мм запрещено всеми нормами. Однако это было проигнорировано.

Халатность и безалаберность!

Как утверждают специалисты, этой страшной аварии можно было избежать. Ещё за несколько дней машинисты проезжавших по данному перегону локомотивов сообщали о повышенной загазованности, однако данные сообщения были проигнорированы. Также на данном участке трубопровода за несколько часов до аварии упало давление газа, однако проблема была разрешена просто — увеличением подачи газа, что, как теперь понятно, лишь усугубило ситуацию. В итоге об утечке никто не узнал, и вскоре прогремел взрыв.

Масса недочетов, игнорирование технических проблем, бюрократизм и элементарная халатность — вот истинные причины железнодорожной катастрофы под Уфой в ночь с 3 на 4 июня 1989 года.

Повреждения получил и злополучный трубопровод. Было принято решение не восстанавливать его, и вскоре он был ликвидирован.

Одной из причин катастрофы стало нарушение норм эксплуатации продуктопроводов — на трубе отсутствовали датчики контроля утечек, не проводился и визуальный осмотр обходчиками. Но опаснее было другое: трубопровод на своем протяжении имел 14 опасных сближений (менее 1 километра) и пересечений с железными и автомобильными дорогами.

Однако реальные шаги для предотвращения подобных катастроф в будущем были сделаны спустя 15 лет после аварии: в 2004 году по заданию ОАО «Газпром» была разработана система контроля переходов магистральных трубопроводов через дороги (СКП 21), которая с 2005 года и по сегодняшний день внедряется на трубопроводах России. И теперь остается надеяться, что современная автоматика не даст повториться катастрофе, подобной уфимской.


Вместо послесловия

В 1992 году рядом с платформой был возведен мемориал в память жертв катастрофы. У подножия этого восьмиметрового монумента можно увидеть несколько путевых табличек, сорванных во время взрыва с вагонов. Именно его фото я поставил в начало статьи.



А сегодня в том месте, где 28 лет назад прогремел чудовищной силы взрыв, тайга и тишина. Однако электрички, следующие из Уфы в Ашу и Симскую, не просто проходят мимо — они непременно останавливаются у платформы «1710-й километр», построенной здесь через несколько лет после катастрофы Башкирским отделением Куйбышевской железной дороги. А каждый поезд дальнего следования, проходящий здесь, неважно, будь он товарным и пассажирским, делает длинный пронзительный гудок в память о людях, для которых поездка на юг в начале лета 1989 года стала последней в жизни…


Posts from This Journal by “Челябинская область” Tag

  • Видеофиксация по-нашему...

    Доброго времени суток. Вы, наверное, уже слышали про историю с так называемым "письмом счастья" от ГИБДД одному "несчастному" владельцу авто, когда…

  • Хаски-центр «Аквилон»

    Доброго времени суток. Сегодня хочу рассказать про этнографический центр, который появился у нас в 20 км от Челябинска. Его организовала одна…

  • Омским десантникам посвящается...

    Вы все, наверное, слышали (большинство точно в курсе) об ужасной трагедии с обрушением казармы на спящих ребят под Омском. Для подавляющего…

  • Красота и ужас нашего края

    Доброго времени суток. Снова пишу поздно по уральскому времени и не рано по московскому. Середина командировки уже достигнута, а ничего…

  • Гиннесс в Миассе

    Доброго времени суток. В прошлый четверг по причинам, далёким от развлекательных, по дороге, ещё более далёкой от нормальной, мы ездили в город…

Order UMIDIGI Crystal 4G Phablet 4GB RAM Version 159.99$, sku#212650101 - Cell phones
(Anonymous)
Order UMIDIGI Crystal 4G Phablet 4GB RAM Version 159.99$, sku#212650101 - Cell phones
(https://pafutos.com/g/2316b8f8568b0f3f557e22af2ed61b/?subid=forum&i=5&ulp=http%3A%2F%2Fwww.gearbest.com%2Fcell-phones%2Fpp_629183.html%3Fwid%3D11)
(https://pafutos.com/g/2316b8f8568b0f3f557e22af2ed61b/?subid=forum&i=5&ulp=http%3A%2F%2Fwww.gearbest.com%2Fcell-phones%2Fpp_629183.html%3Fwid%3D11)



Cell phones UMIDIGI Crystal 4G Phablet 4GB RAM Version cost - 159.99$.
2G:GSM 850/900/1800/1900MHz|3G:WCDMA 900/2100MHz|4G:FDD-LTE 800/1800/2100/2600MHz|Additional Features:Camera, Calculator, Browser, Bluetooth, Alarm, 4G, 3G, Fingerprint recognition, Fingerprint Unlocking, Calendar, Wi-Fi, People, MP4, MP3, GPS|Auto Focus:Yes|Back Case :1|Back-camera:13.0MP + 5.0MP|Battery Capacity (mAh):3000mAh|Battery Type:Non-removable|Battery Volatge:4.4V|Bluetooth Version:V4.0|Brand:UMIDIGI|Camera type:Triple cameras|Cell Phone:1|Cores:Octa Core, 1.5GHz|CPU:MTK6750T|English Manual :1|External Memory:TF card up to 256GB|Flashlight:Yes|Front camera:5.0MP|Games:Android APK|GPU:Mali T860MP2|I/O Interface:TF/Micro SD Card Slot, Type-C, Speaker, Micophone, 2 x Nano SIM Slot|Language:English, Bahasa Indonesia, Bahasa Melayu, Cestina, Dansk, Deutsch, Espanol, Filipino, French, Hrvatski, latviesu,lietuviu,Italiano, Magyar, Nederlands, Norsk, Polish, Portuguese, Romana, Slovencina, S|Music format:WAV, MP3, AMR|Network type:FDD-LTE+WCDMA+GSM|OS:Android 7.0|OTG :Yes|Package size:17.00 x 8.50 x 7.00 cm / 6.69 x 3.35 x 2.76 inches|Package weight:0.4300 kg|Picture format:GIF, PNG, JPEG, BMP|Power Adapter:1|Product size:14.13 x 7.48 x 0.81 cm / 5.56 x 2.94 x 0.32 inches|Product weight:0.1800 kg|RAM:4GB RAM|ROM:64GB|Screen Protector:1|Screen resolution:1920 x 1080 (FHD)|Screen size:5.5 inch|Screen type:Corning Gorilla Glass, Capacitive|Sensor:Accelerometer,Ambient Light Sensor,E-Compass,Gravity Sensor,Proximity Sensor|Service Provider:Unlocked|SIM Card Slot:Dual SIM, Dual Standby|SIM Card Type:Dual Nano SIM|SIM Needle:1|Touch Focus:Yes|Type:4G Phablet|USB Cable:1|Video format:3GP, MPEG4|Wireless Connectivity:WiFi, GSM, Bluetooth, 4G, GPS, 3G

Llike this? (UMIDIGI Crystal 4G Phablet 4GB RAM Version) >>>>ENTER HERE<<<< (https://pafutos.com/g/2316b8f8568b0f3f557e22af2ed61b/?subid=forum&i=5&ulp=http%3A%2F%2Fwww.gearbest.com%2Fcell-phones%2Fpp_629183.html%3Fwid%3D11)

Category - Cell phones
212650101
Brand - UMIDIGI
Delivery to Charlotte, USA and all over the world.

Order UMIDIGI Crystal 4G Phablet 4GB RAM Version 212650101, 159.99$ right now and get good sale, sku0712ck.
Buy DJI Spark Mini (http://h1bnews.org/question/buying-dji-spark-mini-rc-selfie-drone-drone-sites-quadcopter-for-sale-rc-quadcopter/)
http://h1bnews.org/question/purchase-original-xiaomi-huami-amazfit-sports-bluetooth-smart-watch-145-83-sku193966004-smart-watches/
http://h1bnews.org/question/ordering-xiaomi-redmi-4x-4g-smartphone-148-54-sku209274310-cell-phones/
http://h1bnews.org/question/purchasing-jumper-ezbook-3-pro-notebook-279-99-sku210285903-laptops/
http://h1bnews.org/question/buying-asus-zenfone-zoom-zx551ml-4g-phablet-195-99-sku165809003-cell-phones/
http://h1bnews.org/question/ordering-uhans-note-4-4g-phablet-99-99-sku220748301-cell-phones/
http://h1bnews.org/question/order-original-xiaomi-m365-folding-electric-scooter-399-99-sku206334401-scooters-and-wheels/
http://h1bnews.org/question/order-anycubic-i3-mega-full-metal-frame-fdm-3d-printer-359-99-sku212977904-3d-printers-3d-printer-kits/
http://h1bnews.org/question/buy-oukitel-k10000-pro-4g-phablet-179-99-sku213993801-cell-phones/
http://h1bnews.org/question/order-lenovo-moto-z-play-4g-phablet-253-99-sku194960702-cell-phones/
http://h1bnews.org/question/buying-chuwi-lapbook-12-3-394-98-sku211165201-laptops/